Кресло-качалкаПостроение, а главное – успешная продажа первого моего кресла-качалки, вдохновили меня на создание второй конструкции этого предмета мебели. А поскольку повторение уже созданного дизайна не представляется для меня интересным, и каждое последующее изделие отличается от предыдущего, я начал разрабатывать новую конструкцию с самого начала.


Хотя часть проведенных для первого кресла расчетов пригодилась и тут. Прорисовка «линии качания», например, осталась той же самой, но по результатам испытания предыдущей конструкции были внесены изменения уже на этой стадии – высоту сидения я решил сделать меньше. Соответственно изменилась и геометрия полозьев – радиус кривизны полозьев уменьшился на 90 мм.
Таким образом, очертания основных рабочих поверхностей изначально приняты прежними (рис.1)

Кресло-качалка

Рис 1.Начальная геометрия основных поверхностей – полозьев и сидения со
спинкой.

Кроме понижения центра тяжести, в геометрию было внесено другое изменение – сидение и спинка стали сильнее завалены назад. Дело в том, что прошлое кресло при помещении в него седока принимало слишком «стулообразное» положение. Сейчас же я предварительно увеличил угол наклона спинки, вместе с ним изменился наклон и сидения.
Полозья кресла тоже немного видоизменились. Первое кресло выявило еще одну особенность – оказалось, ноги довольно удобно ставить не на пол, а на выступающие вперед части полозьев. Соответственно, чтобы делать это было удобно, я вынес переднюю точку полозьев еще вперед, и опустил ниже, чтобы бедра седока оставались уложенными на сидение (рис. 2)

Кресло-качалка

Рис 2.Измененная геометрия основных поверхностей.

Но всё это – лишь подготовка к собственно проектированию конструкции. На этот раз мне захотелось сделать что-то, совершенно отличающееся от всего предыдущего. Чем отличались прошлые творения? Принципом «деконструктивизма» — когда конструкция своими очертаниями отрицает силовые линии и построена не на замкнутых контурах, а на консольном закреплении элементов, противоречащем принципам проектирования конструкций, и выдерживающих нагрузки благодаря заложенному запасу прочности соединений. Сейчас же мне захотелось отойти от этого принципа.
Конструкцию я решил сделать, во-первых, решётчатую, а во-вторых, ажурную и легкую. Если предыдущие все были сделаны из изогнутых элементов (вернее – выпиленных изогнуто), то сейчас я применил наоборот максимально прямые, узкие и тонкие, практически рейки. Толчком же послужило очертание кресла, нижнюю линию которого можно составить из прямых линий, переходящих одна в другую, наподобие конструкций Шухова.
В результате линию спинки и сидения составили три перекрещивающиеся прямые линии, вырастающие одна из другой (рис. 3)

Кресло-качалка

Рис. 3. Веерная конструкция спинки.
Нижняя линия сидения образуется такой же прямой, повернутой относительно остального «веера» и упирающейся в задний конец полозьев (рис. 4)

Кресло-качалка

Рис. 4. Веерная конструкция спинки и сидения.

Для завершения геометрии конструкции оставалось нарисовать подлокотники. Но на данном этапе ни один из вариантов крепления подлокотников мне не нравился. Усугубляло положение еще и то, что их конструкция у предыдущего кресла оказалась проигрышной именно в своей конфигурации – консольно прикрепленной к спинке. Я не учел, что на подлокотниках руки не просто покоятся во время сидения, но опираются, перенося на них почти весь вес тела при вставании и опускании в кресло. На этот раз они должны были крепиться к креслу в двух точках, и нахождение этих точек я решил отложить до момента, когда всё остальное будет готово. Время показало, что я решил верно.
Но сейчас нужно было заняться конструктивной прорисовкой.
В тот момент, когда я придумал веерную конструкцию, я придумал и способ соединения этого веера и полозьев кресла. Вариант изготовления цельных полозьев как для прошлого кресла мне не понравился еще в тот раз своей ресурсоемкостью – на один элемент опоры уходила доска размером 1500 на 300 мм, и в отходы из этого шло больше 70% материала. А таких элементов для двух полозьев было изготовлено шесть штук.
Если бы я решил повторить конструкцию, вышло бы примерно следующее (рис. 5)

Кресло-качалка

Рис. 5. Конструкция «веера» в стиле предыдущего кресла.

На этот раз я решил изготовить из элементов «веера» и полозьев единую конструкцию, из десяти раздельных элементов составляющую единую боковину кресла. Каждая плоскость опоры состоит из трех элементов – носового, хвостового и элемента «веера» (рис. 6)

Кресло-качалка

Рис. 6. Каждая плоскость боковины состоит из трех элементов.
Таких плоскостей для каждой боковины создано три, соответственно захлестывание одних элементов на другие составляет плоскости контакта, через которые эти слои соединяются винтами и клеем, образуя единую жесткую и неразборную конструкцию. В верхней же части веерные элементы также соединены клеем и винтами (рис. 7)

Кресло-качалка

Рис. 7. Готовая боковина кресла состоит из трех слоев, соединенных клеем и
винтами.

Веерообразная конструкция позволила воплотить еще одну задумку, которую видно не на рисунках, а на фотографиях ниже – «вырастание» спинки кресла из сидения, когда сидение сделано широким, а по мере приближения его к спинке оно становится всё уже, и самой узкой в кресле является его спинка. Принцип, который мне очень нравится, и который напоминает живые растения, с их массивным основанием и тонкой ажурной кроной.
Сборку боковины я производил на специально изготовленном для этого «стапеле» -выпиленной из доски цельной опоре кресла. На ней фиксировались элементы боковины, прихватывались клеем, свинчивались винтами. Сверху к ним приклеивались элементы следующего слоя – и так были собраны две боковины по три слоя каждая, плюс еще по одному слою – веерное же крепление опоры для сидения.
Плоскости сидения и спинки, как и в предыдущей конструкции, были собраны из поперечных планок шириной 100 мм, расположенных друг от друга на расстоянии 50 мм для сидения и 100 мм для спинки кресла. Еще два соединяющих элемента были расположены внизу, прикрепленные к полозьям, они задавали жесткость конструкции. Впоследствии, когда кресло было собрано и испытано, один из этих
двух элементов был убран, поскольку находился прямо под ногами и мешал раскачивать кресло. Жесткость конструкции от этого не пострадала.
Сборка кресла выполнена на винтах, клее и шурупах. Винтами собраны полозья и веерные боковины, шурупами к боковинам присоединены планки сидения и спинки, все соединения так же скреплены клеем «Момент». Таким образом, вся конструкция является неразборной, но при этом довольно компактной, чтобы проходить в дверные проемы и в лифт.
После того, как кресло было собрано, я устроил ему статические испытания. Поскольку расчетов как таковых я не делал, собирая конструкцию с минимальным запасом прочности, за некоторые места я опасался.
И, как выяснилось, не зря. Не успел я перенести и половины своего веса на сидение, как вдруг с правой стороны послышался треск! Я тут же вскочил. Присев снова с максимальной осторожностью, я снова услышал его – трещала правая опора сидения... Вот и всё, подумал я, ничего не получилось. А столько уже выпилено и склеено! Настроение упало совсем. Неужели всё зря?..
Тщательный осмотр правой боковины кресла выявил хрупкое место. Опора сидения мало того, что оказалась тонкой и сильно вынесенной вперед относительно точки крепления, так еще и выпилил я ее в попытках сэкономить материал так, что линии дерева шли наискось с линиями элемента. От этого прочность его на изгиб существенно уменьшилась (рис. 8)

Кресло-качалка

Рис. 8. Опасное место конструкции.

Что делать? Первым решением было поменять элемент целиком, а заодно и левый такой же, выпилив другой, более прочный и широкий (рис. 9)

Кресло-качалка

Рис. 9. Первый вариант усиления – более широкий элемент.

Но это решение было первым пришедшим в голову, и уже поэтому неверным. Оторвать непрочную деталь от кресла было трудно – клей уже успел «схватиться». Выпиливать новый – а какой ширины? Не рискуя ошибиться еще раз, я мог скатиться в другую крайность – выпилить чересчур широкую деталь, сведя тем самым на нет ажурность всей конструкции.
Поразмыслив, я пришел к другому решению – выпилить еще один точно такой же элемент, и соединить его с уже имеющимся слоем клея и четырьмя винтами. Получится вдвое более прочная конструкция, при этом боковые линии останутся прежними, просто один из элементов станет в два раза толще. Так я и сделал. Единственное чем отличалась дополнительная деталь от той, к которой она крепилась – задним концом. Дело в том, что позади уже было винтовое соединение, и его нужно было обойти. Винта длины, достаточной для скрепления пяти досок толщиной 20 мм, у меня не было – все винты были рассчитаны максимум на четыре доски. Поэтому конструкция получилась ступенчатой на конце. Впрочем, со стороны это почти незаметно (рис. 10)

Кресло-качалка

Рис. 10. Усиленная боковина почти не отличается от обычной, более хрупкой.

Осторожно усевшись в кресло еще раз, я уже не услышал предательского хруста, и сначала бережно, а потом уже всё смелее стал раскачиваться на новом кресле собственной конструкции.
Дело оставалось за подлокотниками. Осмотрев полученный полуфабрикат, я обнаружил идеальное место для их крепления! Дело в том, что между плоскостями опоры спинки и опоры сидения находился промежуточный элемент, как раз шириной с одну доску. Соответственно зазор шириной в те же 20 мм существовал между двумя плоскостями, к которым нужно было прикрепить концы подлокотника! Воспользовавшись этим, я вычертил наиболее удобную дугу для опоры рук, так чтобы один ее конец упирался в уже имеющееся винтовое соединение на спинке кресла, а второй попадал между двумя пластинами сидения, где планировалось сделать второе винтовое соединение. Выпилив два дуговых подлокотника, я привинтил их на свои места (рис.11)

Кресло-качалка

Рис. 11. Кресло с подлокотниками.

Кресло-качалка

Кресло-качалка

Кресло-качалка

Кресло-качалка

Кресло-качалка

Кресло-качалка

Кресло-качалка

cvoimi.ru